В Московском государственном областном ТЮЗе – премьера: «Неизвестный солдат». Это история на основе солдатских дневников. Или истории на основе жизни героев военной повседневности. Героев, чьи имена остались неизвестны.
Режиссер Рамазан Шахбанов (автор инсценировки и художественного оформления) предложил простое сценическое решение: белый задник, кузов грузовика и четыре солдатских фигуры. (Художник по свету – Елена Прохорова.) Галифе, сапоги и исподние рубахи – навыпуск. Четыре солдата – Солдат №1 (Илья Ильиных, Григорий Чеглаков), Солдат №2 (Иван Кондрашин, Павел Стонт), Солдат №3 (Владислав Калашников, Семён Газиев), Солдат №4 (Антон Богдасаров, Артур Мхитарян). Письма – безымяные. Письма солдат, оставшихся неизвестными. И потому обретающие масштабность. В спектакле соединены предельная условность и конкретика военного быта. Условность – в том, как показаны тренировки стрельбы солдат-добровольцев (они все еще школьники). Конкретность – в дурачествах, в мечтаниях и в военном быте. Собственно, войны почти нет. Большая часть действа – подготовка к боям, учеба… Условно и то, как письма соединяют солдат в символический танковый экипаж. И в то же время – на сцене возникает конкретика предфронтового бытования. Подначки командира танка – вроде бы все не совсем всерьез. И встык – показательный расстрел самовольщиков. Концерт фронтовой актерской бригада (все те же четыре солдата)… частушки… игры со скакалкой… И тонко, исполненная солдатская песня.
Постепенно от почти мальчишеской игры «в войнушку» - переход к осознанию того, что война это предельно серьезно. Кровь. Смерть. Цена победы над врагом – жизнь. Твоих друзей. И твоя собственная.
Режиссер Рамазан Шахбанов очень точно отобрал и скомпоновал сюжет. Разрозненные письма и дневниковые записи складываются в цельный и связный рассказ о судьбе экипажа танка Т-34. Кульминация – и сам бой, и чтение письма раненному смертельно танкисту. Он оставил его «на после боя». В письме от его девушки – о том, что им надо расстаться. Но этого не могут прочесть солдаты умирающему товарищу. И они сочиняют на ходу новое письмо – полное веры и надежды.
Спектакль обрамлен поэтичным в своей простоте образом: четверо солдат создают у нас на глазах предельно обобщенный облик – белое одеяние, белый шар вместо головы. И пилотка. Этот образ проходит рефреном через всё действо, отделяя главу-куплет – и одновременно связывая их воедино. Запевом служит вступление – как бы из дней нынешних. Финалом, вернее предфинальным эпизодом – снова возврат в наши дни.
Молодые актеры – три из них с курса художественного руководителя МОГТЮЗА Нонны Гришаевой - искренне и без нажима, без педалирования ведут свои роли. В таком спектакле эта интонация искренности, сдержанности обретает особую трепетность. Финал постановки – все тот же обобщенный образ в пилотке. А фоном – множество таких же безликих фигур. Неизвестные солдаты. Выигравшие ту войну…
Валерий Бегунов, театральный критик
Фото Полины Капицы
Источник: https://rusnewsday.ru/index.php/kultura/item/10856-o-neizvestnykh-soldatakh-pobeditelyakh