А
А
А

История театра

Театр был организован в 1930 году как филиал Московского ТЮЗа для обслуживания сельских территорий и получил название «Передвижной сектор Московского театра юного зрителя». Это были две труппы, состоящие из 15 человек (Марина Соболева, Владимир Чернов, Ольга Чадова, Зинаида Ивановская, Михаил Милованов, Аркадий Мухортов и др.), в основном молодых актеров, окончивших театральные студии.

Свой день рождения театр отмечает 25 октября, в день, когда состоялось первое представление по пьесе О.К. Кузьминской «Морская собака». Первые рейды (так называли тогда выездные представления) театр совершил уже в ноябре месяце 1930 года по Московской области. В то время это был единственный передвижной театр юного зрителя в Советском Союзе.

В 1932 году Передвижной сектор Московского ТЮЗа обретает самостоятельность и новое имя - Московский областной театр пролетарских ребят. Первым художественным руководителем становится Иван Михайлович Елягин.


2031-2-307 54.jpg

Программа Московского областного театра пролетарских ребят


С 1936 года начинается работа над освоением сложного драматургического материала, и первым шагом в этом направлении стала постановка спектакля «Суровые дни» А.И. Венедиктова. В коллектив приходят новые актеры, приглашаются высококвалифицированные режиссеры – В. Тезавровский, Б. Балабан, И. Толчанов, С. Владычанский, Л. Готлиб. Вокруг театра собирается творческий актив писателей, художников – М. Шипулин, В. Андриевич, С. Кофман, А. Талдыкин и композиторов – М. Робер, Н. Басилов. В этом же году коллектив переименован в Московский областной театр юного зрителя. Художественным руководителем становится режиссер и известный педагог Михаил Соломонович Кисиц – один из основателей ТЮЗа в Ленинграде.

1939 год стал важным этапом в творческой жизни Московского областного театра юного зрителя. Спектакли «Бедность не порок» А.Н. Островского и «Голубое и розовое» А.Я. Бруштейн (режиссер-постановщик В.В. Тезавровский) получили хорошую оценку на смотре колхозных театров Московской области.

В конце 1939 года театр ставит пьесу А.С. Яковлева «Пионер Павел Морозов», написанную драматургом в содружестве с театральным коллективом. Эта постановка стала первым опытом создания драматургического материала по реальным событиям. В процессе постоянных консультаций с прототипами действующих лиц и иных свидетелей реальной истории, выступавших в качестве консультантов, театр смог создать правдивый спектакль. С этим спектаклем театр выступил в 1940 году на Всесоюзном смотре театров для детей и получил высокую оценку.



Мать пионера Павла Морозова – Т.С. Морозова и драматург А.С. Яковлев среди коллектива МОТЮЗ, 1940 г.


В годы Великой Отечественной войны Московский областной ТЮЗ был единственным детским театром, не уехавшим в эвакуацию. Он продолжал работать, обслуживая не только детей, но и взрослых. Спектакли проходили в помещении Центрального ТЮЗа (переулок Садовских, д. 10). Художественное руководство театром осуществлял В.В. Тезавровский. В первый год войны театр дал 300 спектаклей, свыше 100 концертов в воинских частях и госпиталях. Первая премьера, подготовленная в условиях войны, вышла в декабре 1941 года – это комедия В.А. Дыховичного «Свадебное путешествие». В мае 1942 года состоялись премьеры спектаклей «Ураган» по пьесе А.С. Яковлева о героизме юных граждан в Великой отечественной войне и «Братишка» В.А. Дыховичного, посвященного партизанам. В репертуаре: «Кот в сапогах» и «Меч Китая» П.Г. Маляревского, «На заре туманной юности» Н.Я. Шестакова, «Илья Муромец» П.А. Павленко и С.А. Радзинского, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Красная шапочка» Е.Л. Шварц и др.


кот в сапогах.jpg

«Кот в сапогах» П.Г. Маляревского. Постановка В.Н. Токарева


Период активного развития ТЮЗ переживает с приходом главного режиссёра, педагога, художественного руководителя – Виталии Фридман. Принятая в 1947 году в театр очередным режиссёром, она остаётся и не покидает его на протяжении почти четырёх десятилетий (1947-1986). За 38 лет ее руководства театр творчески вырос и стал входить в пятерку лучших театров страны. А в 1964 году получил свое нынешнее здание в живописнейшем уголке столицы, на берегу Царицынских прудов. Театр открылся 28 апреля спектаклем «Мой суровый друг» по повести Л. Жарикова.


  history2.jpg 

 history3.jpg

В.С. Фридман на рабочем месте

Виталия Семеновна выводит на сцену живой оркестр, состоящий из 9 человек. В театре появляется уникальное оборудование, позволяющее делать световой занавес (подобное в то время было только в нашем театре и в Театре на Таганке). Афиши театра рисуют победители конкурса плакатистов СССР. Основу репертуара составляют оригинальные произведения. Театр постоянно находится в поиске новых форм общения со зрителем.


history4.jpg

В.С. Фридман с оркестром на репетиции, 1975 г.


В театре работают исключительно профессионалы. Много и плодотворно с МОТЮЗом сотрудничали композиторы Николай Корндорф, Илья Шахов, Игорь Красильников, Николай Цвиренко, Мераб Гагнидзе, Игорь Егиков. В 40-х годах художником оформителем спектаклей «Юность отцов», «Хижина дяди Тома», «Овод», «Отцы и дети», «Любимые страницы» была Нина Айзенберг. На протяжении десяти лет с 1957 по 1967 годы главным художником театра был заслуженный художник России Петр Белов, его сменил заслуженный художник России Александр Тарасов. В 50-е годы в театре работал и талантливый художник Михаил Сагадатский, пришедший из Малого театра.

 Виталия Семёновна много работала с современными авторами. В результате творческого общения с писателем Львом Кассилем были написаны две пьесы для театра «Чаша гладиатора» (1963) и «Великое противостояние» (1969). С Сергеем Михалковым она сделала первый детский мюзикл в Советском Союзе – «Дядю Стёпу» (1967). Визитной карточкой театра долгое время был грандиозный проект «Слово о полку Игореве» (1970), в котором была занята вся труппа. Это был первый сценический вариант памятника древней русской литературы. С Василием Аксёновым был сделан спектакль «География любви» (1974). Узнав, что Игорь Стравинский написал пьесу по двум сказкам А.Н. Афанасьева и музыку к ней, Виталия Семёновна находит ее и ставит – впервые в СССР. Так в 1979 году появляется спектакль «История солдата» Игоря Стравинского. Спектакли «Квадратура круга» (1978) и «Белеет парус одинокий» (1981) выпустила вместе с Валентином Катаевым. 

В репертуар входили и классические произведения – «Мещане» (1951) А.М. Горького - спектакль выпускается, когда в Москве это произведение еще никто не ставит, «Коварство и Любовь» (1955) Фридриха Шиллера, «Чайка» (1981) А.П. Чехова, «Страдания молодого Вертера» (1983) по И.В. Гёте, и т.д.


дядя степа.jpg

Сцена из спектакля «Дядя Степа»


Театр знали и любили не только москвичи. Колоссальная география гастролей – театр побывал в 27 городах СССР, не считая Подмосковья, в Дании и Югославии – и всюду имел успех у зрителей и театральных критиков, театроведов и деятелей культуры. Работы театра были отмечены множеством различных Дипломов. В 1965 году театр становится коллективным членом только что созданной международной организации театров для детей и юношества (АССИТЕЖ).


днепропетровск.jpg

Гастроли МОТЮЗа в Днепропетровске. 1964 год


history5.jpg

Коллектив МОТЮЗа в редакции газеты «Социалистическая Харьковщина» (Украина), 1953 г.


history6.jpg

Московский областной ТЮЗ на Ростовском вокзале. Слева направо – зав. муз. частью театра Н. Цвиренко, артисты А. Петринский, И. Назарова, З. Жукова, Д. Важенина, И. Хрусталевская, М. Скворцова, Н. Суринова, Б. Бабушкин, В. Богаченков и Г. Иванов, 1957 г.


Виталия Фридман поставила более 100 спектаклей. Многие спектакли театра вошли в золотой фонд Центрального радиовещания. В 1985 году театр начал работать над поэмой «Мертвые души» Н. Гоголя. По причинам, не зависящим от Виталии Фридман, эта работа оказалась ее последней постановкой в Московском областном театре юного зрителя. В 1986 году она покинула театр.

В 1987 году труппу Московского областного ТЮЗа возглавил новый художественный руководитель – режиссер Владимир Салюк, ученик и соратник Олега Николаевича Ефремова. При нём создали «малую сцену», которая была оборудована по специальному заказу художниками Л. Наголовой и М. Курченко. Владимиром Петровичем были выпущены спектакли: «Настасья Филипповна» по роману Ф.М. Достоевского «Идиот», «На дне» М. Горького, «Сотворившая чудо» У. Гибсона, «Глоток свободы» Б. Окуджавы и др. В это же время в театре ставят свои спектакли режиссёры Валерий Якунин («Юдифь с головой Олоферна» М. Богомольный, «Как Иван-дурак женился» Н. Гернет), Елена Шелагина («Романтики» Э. Ростана, «Сказки для тигренка» Д. Биссет), Игорь Кучер («Бэмби» Ф. Зальтен). 


history8.jpeg

Спектакль «На дне». Режиссёр - В.П. Салюк


В 1990-х годах театр назывался «Царицынский лицей» и Московский областной ТЮЗ «Царицыно».

В 1993 году на должность главного режиссера был приглашен Александр Каневский – руководитель курса мюзикла колледжа им. Гнесиных. Вместе со своим мэтром в ТЮЗ пришли и его выпускники – 14 человек, талантливая молодежь, имеющая вокальную и хореографическую подготовку: жизнь в театре зазвучала по-новому. В афишу театра вошли дипломные спектакли гнесинцев «Целуй меня, Кэт» – знаменитый американский мюзикл К. Портера по «Укрощению строптивой» В. Шекспира, «Веселые нищие» по одноименной балладе Роберта Бернса и музыкальная программа «Шоу на пароходе» – сцены из лучших мировых, российских мюзиклов и оперетт.


history8.jpg

Спектакль «Целуй меня, Кэт» (1994). Режиссёр – А.И. Каневский.

Более 10 лет проработал в нашем театре режиссёр Валерий Персиков. Он поставил много ярких: «А может нам с тобой» по прозе В. Ерофеева и А. Осецкой, «Волшебная лампа Алладина» по мотивам сказок 1001 ночь, драматическую балладу «Не покидай меня», «Моцарт и Сальери», «После театра», «Шутки в глухомани» по пьесе И. Муренко, «Соловьиная ночь» по пьесе В. Ежова и другие.

С 2004 по 2009 год театром руководила директор Надежда Геннадьевна Кузина. Она являлась разработчиком многочисленных культурно-образовательных проектов и программ театра: «Сказки, мифы и легенды народов мира», «Театр детства, отрочества и юности. Шаги в новое тысячелетие», «Музеи Москвы и Подмосковья, музеи России, музеи стран мира» (спектакли игрались в мемориальных усадебных и музейных интерьерах) и др. Особое место в деятельности МОГТЮЗа занимал Международный театральный проект «Дорогами фронтовых бригад», реализуемый с июня 2005 года совместно с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-45 гг. на Поклонной горе. Театром впервые был получен государственный заказ Правительства Московской области на постановку пьесы известного белорусского драматурга Алексея Дударева «Не покидай меня». Премьерный показ состоялся в 2006 году в музее в дни юбилейных торжеств, посвященных 65-летию Московской битвы. Пресса по достоинству оценила новую постановку театра, отметив большую роль проекта в патриотическом воспитании молодежи.


IMG_3875.JPG

Сцена из спектакля «Не покидай меня». Режиссер-постановщик В. Персиков


7 лет Московский областной театр юного зрителя играл спектакли на временных площадках. С 2006 по 2013 год в здании театра в Царицыно велся капитальный ремонт. Коллектив использовал выездную, гастрольную форму работы, а также партнерство с различными учреждениями культуры.

В 2010 году директором МОГТЮЗ был назначен Владислав Юрьевич Педенко. С его приходом театр стал динамично развиваться, увеличивая выпуск спектаклей. Благодаря умению решать административные вопросы под его руководством закончилась реконструкция здания Московского областного театра юного зрителя в Царицыно – важное и радостное событие для всего коллектива. Первыми спектаклями, показанными в обновленном здании, стали «Три поросенка» и притча в стиле джаз «У ковчега в восемь».

В 2012 году Владислав Юрьевич пригласил в театр главным режиссером Веру Анненкову. Ее сказочные музыкальные спектакли «Дюймовочка», «Щелкунчик», саамская северная сказка «Маленькая Метелица», сказка-притча «Путешествие в счастье», спектакль «Звезда Победы» до сих пор украшают репертуар театра МОГТЮЗ.

В 2014 году открылась новая страница в истории Московского областного государственного театра юного зрителя. Губернатором Московской области Андреем Воробьевым на пост художественного руководителя была назначена заслуженная артистка России Нонна Гришаева, которая не только сохранила лучшие традиции ТЮЗа, но и привнесла свежую творческую волну.

 

Архив Московского областного государственного театра юного зрителя 


 

Оценка услуг

  • Московская федерация профсоюзов
  • Семейное кафе АндерСон
  • osd.ru
  • КомпасГид
  • МЕЛ
  • радио1
  • ЦБС ЮАО