А
А
А

Февральская сказка | интервью с Дмитрием Савиным и Евгением Чекиным

Февральская сказка | интервью с Дмитрием Савиным и Евгением Чекиным
Середина февраля в ДИ «Нефтяник» ознаменовалась гастролями Московского областного государственного театра юного зрителя (художественный руководитель — заслуженная артистка РФ Нонна Гришаева). Вниманию юных и взрослых сургутян были представлены два добрых и красочных музыкальных спектакля — «Сказки Пушкина» и «Мороз&Ко». Оба показа прошли с аншлагом. О детском репертуаре, старых и новых сказках и самых главных участниках чудесного театрального действа — ребятах, — «Сургутской трибуне» рассказали актеры Евгений ЧЕКИН и Дмитрий САВИН.

— Поколение гаджетов, клиповое мышление… С современными детьми сложнее взаимодействовать?

Евгений Чекин. Мне кажется, дети всегда остаются детьми. Когда они приходят в театр и смотрят наши спектакли, то забывают про гаджеты.

Дмитрий Савин. Да, в этом отличие наших спектаклей. Они создаются не клиповым, а классическим методом, на основе долгого внимания. Сама история помогает детям концентрироваться на сюжете, действии. Ребенок воспринимает целостную историю, где есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Тем самым мы боремся с клиповым мышлением.

— «Мороз&Ко» — старая сказка на новый лад, а это весьма рискованный ход. Словосочетание «современная сказка» может вызвать у некоторых зрителей негативные ассоциации. Где, по вашему мнению, та самая золотая середина между классическим детским театром и экспериментом?

Д.С. Я тоже думал об этом, потому что играю роль Морозко. Этот персонаж священен для многих выросших ребят, которые приводят в театр уже собственных детей (улыбается. — Прим.авт.). Возможно, если они не освободят сознание, то у них возникнет несогласие с нашей трактовкой этого образа. Это тот случай, когда нужно вновь вернуться в детство и смотреть сказку как в первый раз. Наша история немного другая, поэтому называется не «Морозко», а «Мороз и компания».

Е.Ч. На мой взгляд, наше прочтение сказки вполне классическое, просто мы добавили в нее некоторые отсылки к современной действительности. Спектакль не может быть совершенно оторван от своего времени.

— Все чаще складывается впечатление, что у нас главный конкурент театра уже даже не кино, а фудкорт. А в столице ситуация иная?

Д.С. Думаю, дело в репертуаре театра, интересен он или нет. Если людям интереснее проводить время на фудкорте, то это вопрос к театру. Другое дело, что не всегда следует тянуться за какими-то сиюминутными тенденциями и веяниями, ставить спектакли, что называется, на потребу. Иногда зритель должен сам «подтягиваться» до тех смыслов, что транслируются со сцены. Должен быть некий баланс интереса и пользы, и мне кажется, нашему театру удается его достигать. Наш театр обладает обширным репертуаром и привлекает внимание зрителей разного возраста. В этом отношении мы точно побеждаем фудкорт! (смеется. — Прим. авт.).

— На что, по вашему мнению, должен делать ставку театр юного зрителя: на классику или на современный репертуар?

Д.С. У нас в репертуаре много спектаклей по старым бессмертным сказкам вроде «Золушки» и «Дюймовочки». Но делается ли на них ставка? И да, и нет. В любом случае, люди хотят видеть в программке какие-то базовые вещи. А есть другие спектакли, по совсем не известным произведениям, к которым родители и дети выказывают столь же искренний интерес. Ставка идет в первую очередь на увлекательность и познавательность. А что окажется наиболее востребованным — показывает прокат спектакля.

 Е.Ч. В театральном репертуаре должны быть разные спектакли, как по классическим, так и по современным пьесам.

 — Каковы ваши впечатления от Дворца искусств «Нефтяник» и общения с сургутскими зрителями?

Е.Ч. Потрясающий дворец, очень красивый и современный, с превосходным технологическим оснащением! Работают здесь очень приветливые и гостеприимные люди. Зрители приняли спектакли очень хорошо…

Д.С. …и реагировали даже в тех моментах, когда совсем не ожидалось реакции! На «Сказках Пушкина» сургутские дети удивили осведомленностью: по сюжету, к Коту ученому и Дубу попадает младенец, герои думают, как его назвать и предлагают вариант «Арина Родионовна». И весь зал так живо отреагировал! Оказалось, все знают, что это няня Пушкина. А ведь этот момент, как ни печально, уже забывается, уходит. В Москве не всегда так реагируют, а тут — раз! — и такой дружный ответ. И, конечно, еще обрадовали аншлаги: в зале ДИ «Нефтяник» более тысячи мест, ты выходишь и чувствуешь себя будто на сцене в Кремле. Это здорово!

 — Дети приходят в театр с родителями, поэтому перед создателями спектакля стоит задача удвоенной сложности: сделать так, чтобы было интересно и маленьким, и взрослым зрителям. С помощью каких средств удается достичь этой цели?

Д.С. Идеально, когда родитель тоже «встает на детскую платформу». У нас есть спектакль «Маленький принц» — история вроде бы не взрослая, но и не совсем детская, потому что повествует о вещах фундаментальных. Какого возраста зритель ни пришел бы, — все смотрят настолько внимательно, так проникаются происходящим на сцене, что уходят потом со слезами на глазах. Исчезают рамки между восприятием взрослого и восприятием ребенка. Но в то же время не стоит забывать о вещах, четко адресованных определенной категории зрителей. Вот в «Мороз&Ко» у нас в хорошем смысле усложненная романтическая линия: мой персонаж Мороз в какой-то момент становится соперником Илюши, персонажа Евгения, в борьбе за сердце Дуняши. В жизни не все так просто, как бывает в сказках. Ведь как в привычном нам варианте: есть герой и героиня, которые друг друга любят, и есть дедушка Морозко, который помогает им. А в нашей версии статный и мужественный Мороз предлагает героине остаться в его доме хозяйкой и борется с искушением ее не отпустить. Да, запретить ей уйти ему под силу, ведь он — губернатор леса, наделенный властью невообразимого уровня.

Е.Ч. Думаю, что в нашем театре нет ни одного спектакля, подходящего под определение «только для детей». В каждом из них есть такие моменты, на которых смеются дети, и такие, что находят понимание и отклик только у взрослых.

— Как порекомендуете прививать детям театральную культуру?

Д.С. С детства!

Е.Ч. Самое главное — приводить их в театр и вместе смотреть разные спектакли.

Д.С. Как сказал кто-то из великих, для воспитания ребенка необходимы три вещи: собственный пример, собственный пример и собственный пример. Если родитель сам не ходит в театр, не увлекается искусством, не читает книги, не слушает хорошую музыку, то как можно ожидать от подростка чего-то иного? Дети и подростки тянутся к тому, что интересно, поэтому первоочередная задача родителей — показать им, что театр — это увлекательно и познавательно. Нужно тоже иногда ходить в театр, погружаться в него. Это ведь сродни медитации: ты сидишь в темноте зрительного зала, тебя никто не отвлекает, и происходит погружение в историю, в особую реальность, на два часа ты полностью отключаешься от бытовых забот и тревог. Собственное внимание к искусству и есть самое необходимое для воспитания детей, и чем раньше начнешь закладывать эти основы, тем лучше.

Автор фото: Даниэлла Бершанская
Источник: https://ugra-news.ru/article/fevralskaya_skazka/

Другие новости

Не указан электронный адрес

Подпишитесь на нашу рассылку — и первыми узнавайте о новостях, специальных акциях и скидках для друзей театра!

Оценка услуг

  • Московская федерация профсоюзов
  • Семейное кафе АндерСон
  • osd.ru
  • КомпасГид
  • МЕЛ
  • радио1
  • ЦБС ЮАО