Ну захотелось Ивану-царевичу не трон просиживать, а стать пожарным. Спасать людей. Гасить огонь, когда он вредит. То есть, вроде как он Иван почти Царевич. Но не совсем. Не знаю, как где, но в наши времена все возможно. А уж в Тридевятом царстве… И Московский областной государственный Театр юного зрителя зовет нас именно в Тридевятое царство на премьеру: в искрометной, неистощимой на выдумку режиссуре Александра Нестерова сногсшибательный мюзикл «Иван-Царевич и Серый волк».
Царь Тридевятого, понятно, против. Ему лишь бы без перемен, чтоб всё спокойненько, привычно: лениво-сонный, караулит свое главное сокровище, но все равно проспал (Андрей Клюев). Ну, и дочку бы замуж выдать. За царевича. Дочь Василиса (Юлия Соломкина) - она всяким наукам, и языкам, и политесу, и бонтону, и дресс-коду – как положено современной продвинутой девице – выученная, то есть Василиса уже Мудрая, ни вкакую: замуж пойду только по любви! Ясно, что тут же подсуетился Министр Мутный… мутит воду! Хочет сам жениться на царевой дочке. Даже те, кто сказок не читал, сообразят: Иван-царевич и Василиса как бы случайно встретились. И полюбили друг друга. Но до того успели уже клятву дурацкую дать: она – ни за что замуж не идти, а он – никогда не жениться. Говорю же – Тридевятое царство, смесь онлайн с цифровой технологией и бродилками по лесным болотам. Ну, о том после. Царь – ни в какую: цареву дочку за какого-то недопожарного?! Но любовь! А Василисе и Ивану что с клятвой делать?! Но тут объявился Серый. Который Волк. Он-то, не сразу, но все разрулит. Еще бы! Такой супер-рокер, крутизны необычайной. И более всего крут в верности и в дружбе. Министр придумал: а пусть вот такое невыполнимое задание Иван-царевич выполнит. Тогда и получит Василису. Если не сгинет со своим другом Серым Волком.
А вокруг напомню: Тридевятое царство. Там чудеса! Зажглись-заплясали огни – и перед нами царские покои. Заплясали синие лучи – и выстроили лесные дороги и невесть что. А вот зажглись золотые световые столбы, склонились друг к другу – и возникла крыша-шатер царского дворца, да и сам дворец снова. А по ходу скитаний Ивана и Волка прямо из синевы или туманов сцены рождаются лесная чащоба, глубины и хляби болота, лесная чащоба, дворец Кащея и логово Горыныча. Говорю же – в Тридевятом царстве без цифровых технологических чудес – никуда. Но зато глаз не оторвать!
А какие музыкальные ритмы… Какие горячие мелодии! Какие танцы и песни! Понятно же – все самое главное происходит и выговаривается в танце и в песне. Да если еще задают энергию ритма барабаны! Мюзикл «Иван-царевич и Серый Волк» написал неувядаемый Александр Зацепин. Музыка такая, что кажется – она движет световыми играми, переменами событий, возникновением и исчезновением дворцов, болот, туч, зарослей. Но и текст песен и диалогов и монологов персонажей увлекает и доставляет массу удовольствия. Пьесу, остроумную, органично соединившую современные словечки, иронично использованный современный сленг и ситуации с ситуациями и ходами известной сказки, написал Сергей Плотов. Уже поименование персонажей достаточно ироничное: Министр Мутный – прохиндей, проныра, втируша (Станислав Сергеев); Кащей Классический; Горыныч И. - это вреднюки. А уж Тень Зловещая, неуловимая, совращающая всех своими происками, законченный тип эгоиста (Дмитрий Сидоренко)… Вот главный злодей, и прощения ему нет. Белка или Белла, не так проста, какой кажется, азартная и все ж выводит на верную дорогу (Ксения Попович) и Не Баба, но Яга - они даже помогут Ивану и Волку. Кот Свободный, мудрец КЛУБочек, и даже Суслик – эти вовсе на сторону Ивана и Василисы, на стороне добра и любви.
А почему в этом Тридевятом царстве происходят чудеса и одно меняется на другое? Да потому что каждый новый персонаж и каждое новое волшебство сопровождаются забойным рекламным слоганом. Реклама, сами знаете, двигатель чего. А тут она движет чудесами. Правда, слоганы эти больше похоже на насмешку. Так что не в них суть. Но смешно! А вот что движет волшебством… но об этом потом.
И все это оживает, блистает, поет и танцует под рукой постановщика Александра Нестерова. Выдумка его неистощима. Музыка и пьеса превращаются в современного паня Ивана почти Царевича – для него доброе слово и дело и жертвенность в любви важнее титулов и успеха (Владислав Калашников) и в Серого, он же рокер Волк – неугомонный, рисковый, чуткий на вранье (Александр Рыжков). И в молодую розовощекую Не Бабу, но Ягу – с типичным акцентом склочной понаехавшей рыночной торговки… но доброй и отзывчивой на ласковое слово (Светлана Богацкая). А этот вальяжный Кот Свободный, очень ценящий, когда ждут его советов (Аркадий Черкашин)! А Суслик, всегда подающий верную мысль в самый критический и ответственный момент – прямо - таки спец по всему (Степан Летковский). Мудрец КЛУБочек, ироничный, себе на уме и всегда оказывающийся в нужный момент там, где надо (Юрий Вьюшкин). Да и Кощей себе на уме, тоскует по тому, чтоб делать добрые чудеса (Михаил Дорожкин). И такой вот Горыныч И.: забойный, самовлюбленный эстрадный звездун, в шикарном балахоне до пят, с гривой волос… и вообще их трое (ну, три ж головы!) – эдакое «трио И» (Ярослав Заргаров, Семен Газиев, Артур Мхитарян).
В буклете спектакля процитированы слова художественного руководителя МОГТЮЗа Нонны Гришаевой: «Этот мюзикл стал для нас интересным творческим экспериментом еще и потому, что в нем задействованы не только самые танцующие и поющие артисты МОГТЮЗа, но и мои ученики – студенты ГИТИСа. Мы воспитываем по-настоящему универсальных артистов, ребята очень талантливые и работоспособные. Хочется, чтобы для них участие в этом спектакле стало уверенным и запоминающимся первым шагом на профессиональную сцену. Кроме того, я горда, что в роли художника по костюмам этой постановки выступила моя дочь Анастасия Гришаева».
Что ж, здравое и очень продуктивное решение! Чем раньше человек, избравший своей профессией какую-либо творческую художественную деятельность, погрузится с головой в в профессию, в практическое применение своих способностей, - тем раньше и объемнее откроются ему особенности, тайны, глубины и высоты его художественного ремесла и тем быстрее и крепче встанет на ноги, как профессионал.
Опытные работники и артисты МОГТЮЗа и их молодые коллеги образовали творческую дружную команду. Сложился отличный сценографический тандем - художник-постановщик Янина Куштевская и художник по костюмам Анастасия Гришаева. А ученики Нонны Гришаевой, студенты ее курса в ГИТИСе, с восторженным азартом включились в репетиции – и этот восторг, это воодушевление читалось в каждом их выходе на сцену, когда спектакль встретился со зрителем. Студенты-актеры органично вписались в общий ансамбль. Сама очень чуткий, замечательный партнер на сцене, Нонна Гришаева и своих студентов воспитывает в том же духе – уметь, что называется, «спиной» чувствовать партнера: где он, улавливать его ритм и жить в общем энергетическом строе сценического ансамбля.
Премьера МОГТЮЗа «Иван-царевич и Серый Волк» - праздник ансамблевости, истинно дружеского сотворчества всех и каждого. С каким азартом и молодые, и опытные актеры подхватывают ритм и настроение завершающегося эпизода – и переходят в следующий. Чтобы с той же жизнерадостной энергией и неудержимым драйвом разворачивать новое сценическое событие. И этот драйв передается зрителям и направляет их ощущения и настроение. Обостряя музыку Зацепина, выводят ритм за ритмом барабанщики. Словно бы сама музыка рождает танец, пластику персонажей. Только что перед нами дворец, а вот уже логово Кощея, а вот уже какие-то чудеса лесные, и подводный мир… Само пространство изменяется, превращаясь то в одно место действия, то в другое. В общем, едином ритме с музыкой, столкновениями персонажей и развитием сюжета. Причем характер изображений – этих виртуальных декораций, их цветовая тональность, цветовая, красочная тональность самого пространства настраивают зритель на тот или иной лад, в соответствии с настроением очередного события. И опять-таки ощущение, что, как и движения актеров, так и эта смена игры света и виртуальных картин рождается из музыки…
Понятно, что это «чудеса сценического оборудования. Но техника здесь становится истинно пространственными «кистями», «палитрой», «красками» мастеров: художник по видеографике – Дмитрий Иванченко, художник по свету – Елена Прохорова. Так что можно сказать: в содружестве с режиссером-постановщиком Александром Нестеровым в этой постановке сложился даже не дуэт, а квартет художников.
…Не буду пересказывать все перипетии сюжета. Лучше увидеть эти сценические чудеса. Василиса, Иван-царевич и Серый Волк переживут массу приключений. Будут угадывать желания и разгадывать загадки. Попадать в ловушки. Проваливаться под землю и тонуть в пучине. Превращаться то в одно, то в другое и возвращать свой прежний облик. Плутать по неведомым дорожкам и неожиданно находить верный путь. Залетать неведомо куда и возвращаться неведомо откуда, прихватив оттуда то, чего не знает никто. И, как заклинание, перед каждым преодолением очередной ловушки и западни, будет звучать очередной «рекламный слоган» - эдакое современное заклинание, разрушающее все препоны и прокладывающее дорогу к счастью и удаче. Но чем дальше, тем яснее: именно стремление к победить зло, верность слову, чести и друг другу в борьбе за взаимное счастье, готовность помочь и поддержать, жертвуя собою – и есть истинная сила, сокрушающая происки зла.
…И вспыхивает «пожар» - живая картина танцующих снопов, лучей, завихрений красного, оранжевого, желтого цвета. Мечта Ивана-царевича сбывается: он «пожарный». И в танце пожарных, в танце очищающего веселого огня энергия зла рассыпается. Исчезает Тень зловещая. Василиса и Иван-царевич – вместе, и все их друзья и помощники – рядом. Суслик. Белка. Кот. КЛУБочек. А оттенок буйствующего цвета – все более золотистый и солнечный. Такой… апельсиново-подсолнечный.
И музыка тут уж просто разгулялась! Барабанам удержу нет (барабанщики – виртуозы!; в очередь - Иван Трофимов, Степан Семёнов, Алексей Денисов. И какой же танец захлестнул своей стихией сцену! Вообще отдельный решпект, как говорится нынче, и самой хореографии, и замечательному слаженному ансамблю (хореограф-постановщик Павел Ивлев). Повторю: этот мюзикл с удовольствием воспримут и дети, и взрослые, и молодежь. Ритмы современные. Они «цепляют» молодых и тинэйджеров. А взрослые услышат музыкальные ритмы и мелодизм своего времени. (Музыкальный руководитель Иван Кондрашин; саунд-дизайн - Анатолий Винников, Сергей Антонов; звукорежиссер Артем Гуров). Диско, рок… Дети и подростки отзовутся на драйв и юный напор. И вовсе не обязательно знать название стилей. Важно, что захватывает эта музыка, яркая, создающее настроение.
Понятно, что в этой истории, лукавой и доброй, иронично-насмешливой, но пропитанной нежностью и пылкостью поиска взаимного счастья, все непременно должно закончиться хорошо. Не только потому, что так положено в сказке. Но прежде всего потому, что и детям, и подросткам-тинэйджерам, и юношам-девушкам, и «матерым» взрослым хочется жить надеждой на лучшее. Ждать от смены времен перемены к лучшему. И зло в этой истории наказано. А те, кто его творил… по вредности характера или неразумию… они прощены. И в борьбе за свое счастье Иван-царевич и помогающий другу Серый Волк, преодолевая козни «злодеев» и «чудищ», поворачивают их лицом к «деланию добра». И Яге, Кащею, Горынычу понравилось делать добрые дела! Да и Царь, и вредный Министр не хотят оставаться изгоями и принимают сторону добра. Ну, а Тень зловещая… растворилась, исчезла в пламени волшебного пожара, в буйстве жизнерадостного света. И все это весело, азартно, без назиданий.
«Спешите делать добро!» - оно созидается только собственной душой и собственными руками. Потому оно и есть истинное чудо. А истинные чудеса – рукотворны. Об этом прежде всего спектакль МОГТЮЗа «Иван-царевич» и Серый Волк». И потому он может идти на сцене не только в Рождественские дни и в Новогодье. Но и весь сезон – ведь надежда, счастье и рукотворные чудеса нужны нам всем каждый день…
Валерий Бегунов, театральный критик