В подмосковном ТЮЗе царит особый дух, в фойе звучит музыка, дети носятся в догонялки, а в буфете продают различные вкусности. Даже звонок звучит по особому-сказочно – музыкой «Ветер перемен» из советского фильма «Мэри Поппинс до свиданья», и ты уже ждешь особого чуда. Сразу оговорюсь, что для детей и взрослых можно взять специальные подушки красного цвета и подложить на кресло, чтобы было повыше и удобнее, администраторы в этом помогут.
Рок-мюзикл «Иван Царевич и Серый Волк» идет два часа с антрактом и рассчитан на аудиторию 8+. Но если честно, так не хотелось перерыва, чтобы поскорее досмотреть и узнать развязку…
Мультимедийный эффект на «заднике» постоянно перемещает зрителей в разные места действия, то это зеленый дуб, под которым в позе «ОМ» на цепи сидит ученый кот-эрудит, то это палаты царя или Василисы, то подземелье, то избушка «Не Бабы, но Яги», то это озеро волшебное… Свет и музыка барабанной установки отлично дополняют и усиливают эффекты перемещений.
Отдельно хочу отметить яркие и до особой тонкости продуманные в русско-современном стиле сказочные костюмы, придуманные и воплощенные Анастасией Гришаевой. К примеру, «шкурка» Горыныча порадовала глаз настолько, казалось, что каждая чешуйка на его «теле» переливается. Сразу отмечу потрясающую, просто великолепную игру актеров ГИТИСа, исполнивших три разных и потрясающе милых головы Горыныча, увлекающихся восточными единоборствами, – Артура Мхитаряна, Ярослава Заргарова и Григория Чеглакова. У них получился, пожалуй, один из самых ярких и запоминающихся образов мюзикла.
А какой в этой постановке ужасно предприимчивый Волк, он же официальная «доверенная морда царя» в невероятно зажигающем исполнении Дмитрия Чукина. Серый с первых секунд своего появления сражает наповал, когда в черной косухе и бандане пробирается в окружении «туристов» с табличкой «Volk Tur» через зрительный зал и рассказывает своим невероятно загадочным с хрипотцой голосом о тридевятом царстве. А его находчивая манера рекламировать любые товары, которые попадаются на глаза. Убойные рифмы про кроссовки «Русский скороход», с которыми не нужен ковер-самолет, или кафтаны «от Букашкина», или обмен косметики «Лесные прелести» на волшебный клубочек – просто фееричны, зал каждый раз взрывался хохотом и овациями.
Миниатюрная царевна Василиса уже Мудрая (в нежно-трогательном исполнении Юлии Соломкиной) превзошла все ожидания. Она занимается своей карьерой, шпарит на пяти языках, получает уже третье высшее образование и намерена стать бизнес-леди. Вот только о замужестве и речи быть не может, как бы папенька-царь ни уговаривал. Ну нет так нет, значит – «за первого встречного». Министр Мутный (в зажигательно-харизматичном исполнении Артура Казберова) – он постоянно пытается прибрать к своим рукам, ну если не всю казну, так хотя бы маааленькую ее часть. Мультимедийка как раз в реальном времени четко показывает его тщетные попытки вывести деньги из госбюджета в свой «кошелек». К тому же, как выясняется, госслужащий – двойной агент, работает и на царя-батюшку, и на «ваше темнейшество» – Тень Зловещую, которая пытается завладеть миром, чтобы все «людишки стали» его послушными марионетками.
Так трогательно и нежно сыграна первая встреча Василисы и пожарного, он же «первый встречный», Ивана почти Царевича (его сыграл Иван Кондрашин). Однако, министр нашептывает царю, что жених должен «пойти туда, не знаю – куда, и принести то, не знаю – что». Такое экстремальное путешествие без Серого никак не обошлось. А ученый кот Свободный (в великолепном мур-мяу-исполнении Аркадия Черкашина) вручил Ивану и Серому специальный гаджет-зеркало, чтобы «связь держать», в нем не только алло-телефон, но и навигатор предусмотрен.
Белка, она же Бэлла Раймондовна, продавщица «грыбочков», грызущая семечки в джинсовых шортах и гетрах в исполнении Ксении Попович – просто феноменально-запоминающийся персонаж. Как и 200-летняя «бальзаковского возраста» обворожительная Не баба, но Яга (ее великолепно исполнила Анастасия Дворецкая), увлекающаяся йогой и ЗОЖем, вместе с ее кордебалетом... А в Кощея (его сыграл Виктор Есин) прям-таки невозможно не влюбиться, он такой ранимый и чувственный, любитель небылиц, его так легко запутать… «Отомрите и уходите, и не приходите сюда больше никогда», – не выдержал он напора Волка с Иваном и отправил их к Горынычу.
Змей Горыныч – это «злодей втройне», он – повелитель огня, увлекается кунг-фу. Он сразу дает понять, что Яга, Кощей и он – это «ось зла». Но мы-то знаем, что у каждого в этой сказке есть «слабое место», вот и Горыныч купился на «спасибо». Как же ему ласкало слух это многократное «спасибо», он был крайне удивлен, что делать добрые дела так просто. И когда Ивану с Серым понадобилась помощь, чтобы спасти тридевятое царство, захваченное Тенью Зловещей не без помощи предателя-министра, Горыныч прилетел за «20 секунд лету», а потом получил кучу благодарностей от жителей. Да так ему это понравилось, что полетел он искать места, где его помощь нужнее.
Этот невероятный мюзикл о добре, которое побеждает зло, о дружбе и любви. Когда отзвучали последние аккорды, зал в прямом смысле взорвался аплодисментами. Уже и не помню, когда в последний раз я так долго хлопала, отбила все ладошки.
Выходя из зала, зрители, и маленькие, и взрослые, с улыбками на лицах делились впечатлениями. Одна девочка сразу же сказала: «Мама, пожалуйста, давай еще раз сходим на этот спектакль». А другая девочка сказала родителям, что обязательно расскажет об этой постановке в школе, и попросит учительницу сводить весь класс на этот мюзикл.
Я же скажу кратко: «Феерично. Зажигательно. Сносит башню». Тем, кто еще не побывал на мюзикле «Иван Царевич и Серый Волк», непременно советую – покупайте билеты, усаживайтесь поудобнее в зрительном зале, и участвуйте в сногсшибательной постановке для всей семьи ТЮЗа Мособласти в Царицыно (станция метро Царицыно, первый вагон из центра, из стеклянных дверей два раза налево, проход под железнодорожными путями под знаком «кирпич», направо до ул. Прохладная, д. 28 – красное здание с белыми колоннами, не промахнетесь – Ред.).
Ребята, с потрясающей премьерой и великолепной игрой!
Екатерина Карачева
Источник: https://mskvremya.ru/article/2021/0918-retsenziya-teatr-tyuz-podmoskovia-ivan-tsareviya-i-seryy-volk