В Московском областном театре юного зрителя известный, уже опытный и титулованный режиссёр музыкального театра Алексей Франдетти восстановил истинное звучание сказки про Питера Пэна — мальчика, который навсегда остался ребёнком. Накануне состоялась премьера мюзикла, в котором сказочное веселье временами сменяется вполне реальным трагизмом. И в этом дань первоисточнику.
Про Питера Пэна Джеймс Мэтью Барри писал в начале ХХ века, но был он человеком викторианской эпохи. Тема смерти детей была обычной для литературы того времени. Для викторианца детство — это не только пора невинности, но и время, когда человек особенно близок к природе и другим мирам. В советских изданиях сказки, конечно, все эти мотивы были исключены. Советская концепция детства была совсем другой. В новом спектакле обе концепции читаются.
Последние приготовления перед премьерой. Среди реквизита — пиратские нашивки, перья индейцев, военная и медицинская форма. События разворачиваются в госпитале времен Второй Мировой войны, который разбит в музее Первой Мировой войны. «Почитай» — предсмертное желание раненного солдата. История о Питере Пэне — как проводник для юных солдат, совсем ещё мальчишек, в мир мёртвых.
«Это история о детях, которые не очень живы, о молодости, которая вечная, только тогда, когда ты молодым уходишь. О том, что мы, к сожалению, взрослеем, о том что мы, к сожалению стареем, и вот этот серьезный разговор о том, как сохраняется внутренний ребенок, о том, во что он превращается и о том, что нас там ждет. Мне, кажется, об этом наш спектакль», — рассказал режиссер Алексей Франдетти.
Постановка максимально приближена к оригинальной истории Питера Пэна. Её автор Джеймс Барри — шотландец по происхождению — задумывал Питера «трагичным мальчиком», который считал, что «умереть — это тоже интересное приключение».
Сказка о Питере Пэне для Нонны Гришаевой — особенная. Венди — это первая главная роль, которую актриса сыграла в десятилетнем возрасте на профессиональной театральной сцене. В новой постановке актриса совмещает три роли: медсестры, миссис Дарлинг и повзрослевшую Венди.
«Главная проблема — это собрать свою волю в кулак, и не плакать, потому что финальная сцена... Как только я произносила текст, что я больше не могу летать, потому что я выросла — градом слезы, и тут же надо петь финальную песню, а петь, когда ты плачешь, невозможно», — призналась актриса Нонна Гришаева.
В реальность врывается сказка: мальчишки превращают стойки для капельниц в шпаги, костыли в вёсла и отправляются в полёт. Вместо волшебной пыльцы Динь-Динь герои летают на крыльях военного самолёта. Это реальные модели экспонатов лондонского музея королевских ВВС.
«Всё родом из детства, поэтому, мне кажется, что взрослые люди в этой истории найдут для себя тоже много интересного, и какие-то мысли у них появятся. И глядя на своих детей, они будут вспоминать себя», — поделился актер Алексей Рыжков.
По замыслу режиссера, капитан Крюк максимально приближен к абсолютному злу. До такого состояния лидера пиратов довела зависть: Питер Пэн может летать, а могущественный Крюк боится.
«Мальчишка, но он может что-то больше, чем вот этот всемогущий и злобный капитан Крюк. Соответственно, именно это и вызывает у него основной момент... низложения... что ли. Он хочет прежде всего Питера Пэна убрать. В принципе, вечная такая штука, только меняются персонажи», — отметил актер Андрей Клюев.
В спектакле приключения и любовь становятся источником вечной молодости. Обрести её может каждый, но для этого обязательно нужно повзрослеть.
Елена Оганесян
Источник: Культура