30 ноября 2018 года в Московском областном государственном театре юного зрителя состоялась премьера спектакля "Чайка" по пьесе А.П. Чехова
Главную роль исполнила художественный руководитель театра – Заслуженная артистка России Нонна Гришаева. Режиссёр-постановщик – Ирина Пахомова, художник-сценограф – Акинф Белов, художник по костюмам – Максим Обрезков.
В преддверии премьеры Ревизор.ru поговорил с Нонной Гришаевой об этом событии.Нонна Валентиновна, рассуждать о спектакле до премьеры – всё равно, что поздравлять человека заранее с днем рождения. Тем не менее, по итогам работы Вы уже можете сказать, что в нем будет особенного? Ведь "Чайка" очень любима режиссёрами, и каждый постановщик стремится к собственной "изюминке".
Прежде всего, я хочу сказать, что безмерно благодарна своему педагогу из Щукинского училища Владимиру Владимировичу Иванову, который порекомендовал мне режиссёра Ирину Пахомову. Она тоже его ученица, только мы были его первый курс, а она училась на втором. Кроме того в нашем спектакле репетируют главные роли двое его студентов, которые сейчас учатся в "Щуке" на третьем курсе. Я Владимиру Владимировичу бесконечно благодарна за Ирину. Она не просто талантливый человек и режиссёр, но и – специалист по Чехову. Наверное, вы знаете, что каждый год в Щукинское училище приезжают проходить практику студенты из Англии. Они в Германии изучают Брехта, в Греции – Эсхила и Софокла, а в России занимаются Чеховым. Ирина Пахомова – тот самый человек, который преподает английским студентам Чехова. Как разбирается Ирина в творчестве Чехова – я не знаю, кто еще поднимается на такую высоту. Мы все, артисты, получали колоссальное удовольствие от репетиционного процесса. Думаю, изюминка нашей постановки именно в том, что ее создал человек, понимающий и тонко чувствующий великого драматурга.
Чем же замечательна режиссура Ирины Пахомовой?
В последнее время мы в театре зачастую наблюдаем тенденцию режиссёрских извращений или, скажем мягче, интерпретаций. Мои друзья наблюдали в одном московском театре, не стану его называть, как учительница привела детей на "Чайку", а потом не знала, как им закрыть глаза, чтобы они не видели, что происходит на сцене. Это больно.
У нас не так. Поскольку мы детский театр, к нам педагоги часто приводят школьников, мы стараемся им показать именно то, что написал автор. Я считаю, что есть какие-то вещи незыблемые, Чехов, безусловно, относится к таковым. Учителям не должно быть стыдно за увиденное. Во всех наших спектаклях — в "Чайке", разумеется, тоже — нравственная грань очень строго соблюдается.
Режиссёры много лет не могут прийти к единому мнению, что же все-таки написал Чехов – комедию или драму? Да, у автора "Чайка" названа комедией, но сюжет в ней практически трагичен. Что у Вашего театра получилось – комедия или больше драма?
У нас, мне кажется, получилось то, что задумывалось Антоном Павловичем: не комедия, а трагикомедия. Для артистов это всегда был самый любимый, сложный, прекрасный жанр. Потому что ощущение перепадов настроения, когда ты заставляешь зрителя смеяться, потом плакать, потом опять смеяться, потом опять плакать – дорогого стоит.
Получается, что ваша "Чайка" наследует русскую школу психологического театра, которую начал воплощать в жизнь Художественный театр еще при жизни Чехова. Актёрам, которые сейчас составляют Вашу труппу, дается ли эта планка?
Конечно. У меня вообще замечательные артисты, и мне всегда очень приятно от зрителей слышать о них хорошие отзывы. Бывают анекдотические ситуации, что, придя в МОГТЮЗ, который находится далеко от центра, в Царицыно, посмотрев наши спектакли, зрители искренне удивляются уровню исполнения и говорят мне: "Ой, у тебя такие артисты!" Я с гордостью соглашаюсь. У меня действительно замечательные артисты, которые тонко чувствуют и понимают, точно выполняют режиссёрские задачи. И непростые задачи. Антон Павлович очень сложный и тонкий автор.
Продолжает ли Ваш театр эту линию русской психологической драмы, работая с современными авторами?
Возьмем спектакль "Про мою маму и про меня" Елены Исаевой. Это же просто подарок любителям психологического театра! В этом спектакле каждая роль для артиста – дар Божий, потому что каждый артист несколько ролей исполняет. Там исключительно пронзительная драматургия, и актёрская игра должна ей соответствовать. Артисты играют так, что на спектакле у зрителей выступают слёзы.
Я видел во время этого спектакля девочек в зале, которые сидели и искренне плакали, а это ведь большая редкость в сегодняшнем театре. Что, конечно, неправильно, ведь театр был задуман древними греками, чтобы с человеком что-то во время действия происходило…
Чтобы человек сопереживал происходящему на сцене. Я считаю, что детей надо как можно раньше приводить в театр, я говорю об этом в каждом интервью. Ребёнок должен понимать, что хорошо и что плохо, почему так нужно делать, а так не нужно. Театр в этом может помочь, он расставляет моральные жизненные ориентиры. На нашей сцене, по крайней мере, это именно так, поэтому милости просим в Московский областной ТЮЗ.
Фото: Ольга Бобкова
Источник: Ревизор