В Московском областном театре юного зрителя с успехом идёт спектакль по пьесе Елены Исаевой «Про мою маму и про меня» - это сценическая игра театра, вместе со зрителями, о том, как жизнь учит с достоинством и самоиронией принимать самые крутые перемены в судьбе. И это - самый главный урок жизни и для юных, и для взрослых.
И еще один важный смысл и этой пьесы и этого спектакля, и он, как нынче модно говорить: вписывается в один из главных трендов наших дней. Это – взаимоотношения в семье. Не просто родственная связь и жизнь в одном доме или в одной квартире. А настоящие доверительные отношения между старшими, взрослыми, и юными домочадцами. Когда родители для подрастающих и даже уже для почти вполне повзрослевших детей – настоящие старшие друзья, строгие, но чуткие и терпеливые.
Пожалуй, прежде всего именно об этом сочинил свой спектакль постановщик Андрей Горбатый, вдумчиво уловив главную тему пьесы.
Кому-то Елена Исаева больше знакома, как поэт. Кто-то лучше знает её, как драматурга. Пьесы свои Елена складывает стройно, словно на одном дыхании. И, независимо от темы, жанра и материала, каждая её пьеса пронизана тонким лиризмом. И во многих её сюжетах внятно звучит ирония – когда мягкая, когда жесткая, но всегда не злая.
Такова и лирико-ироническая «семейная» комедия Исаевой «Про мою маму и про меня». Эту пьесу все чаще ставят в России, и в репертуарных театра, и в независимых группах. И одна из лучших, на мой взгляд, постановок, - в Мос. обл. гос. ТЮЗе
Режиссер Андрей Горбатый и художник-постановщик В. Просвирнина расположили на переднем плане табуретку, чуть сбоку – школьную парту: точный смысловой акцент! Вся наша жизнь - "вечная парта". И за ней учатся и юные, и зрелые, и очень матерые.
Задний план сцены перекрыт полупрозрачным занавесом. Такая завеса… кисея памяти. Ведь эта пьеса (как и спектакль) – воспоминания о том, как взрослела девочка, становясь юной женщиной, и как много значило в преобразовании её внутреннего мира строгое, умное, но заинтересованное душевное участие мамы. Мамы, которую тут совершенно справедливо можно назвать старшей подругой.
Спектакль обозначен: «школьные сочинения в двух действиях». Хотя они еще – и «пробы» девочки Лены в литературном творчестве, – а поводом для их написания послужили события из её с мамой жизни.
Описывая эти случаи, Лена как бы отдергивает «занавеску памяти». И за прозрачным занавесом или, если он отдёрнут, - на открывшемся пространстве, возникают те или иные персонажи и разыгрываются те или иные сюжеты. Иногда, если общение в очередной истории идет «через окно квартиры», тот, с кем общаются Лена или её мама, возникает над занавесом. Вот такая легкая, удобная для артистов и очень внятная для зрителя игра с пространством – и в пространстве сцены, памяти и души.
Эта легкая виртуозность обеспечена, кстати, виртуозной легкостью построения пьесы. Героиня Исаевой как бы выполняет простую учебную задачу: в каждом новом рассказе-сочинении освоить тот или иной прием в технологии литературного творчества. Но в целом складывается сюжет о сложной жизни ребенка и взрослого, о взрослении юного существа и о том, как много значит на этом пути со-участие умного и чуткого взрослого…
В аннотации театром указано: «Спектакль представляет собой историю о непростых взаимоотношениях мамы и девочки-подростка, когда переходный возраст дочери совпадает с кризисом среднего возраста её матери. В основе сюжета пять школьных сочинений…» Всё верно в этом суховатом определении. Но за ним – очень тёплая, человечная, трогательная сценическая версия пьесы: лирико-ироническая история о превратностях жизни и судьбы. Порой нелегких. Порой болезненных. Но проживаемых дочкой и мамой жизнерадостно, с веселым азартом и задором. Оно и понятно – вспоминая даже самое трудное и тяжелое, мы рассказываем о прожитом с улыбкой, даже если когда-то проливали слёзы…
Конечно, стержень постановки – дуэт мамы - художественный руководитель Мос. обл. ТЮЗа Нонна Гришаева и дочки Лены - Христина Полуянова (во втором составе дочку играет Ксения Попович). Вокруг них «вертится» всё и вся.
Поведение дочки постепенно «меняется» от возраста к возрасту. Но она с азартом бросается в очередной новый сюжет, знакомый и понятный каждому: и юному, и взрослому – прощание с любимой куклой; первые «любовно-дружеские» отношения с одноклассником; первая любовная история в юности мамы; попытка, после смерти папы, спасти маму от одиночества, сватая её за ее давнего знакомого, влюбленного в нее когда-то…
Вихрь! Самум! Стихия – вот что такое Лена в этом спектакле. Контрастом – очень сдержанная, спокойная мама Ноны Гришаевой. Но эта мама еще более азартна и озорна, чем её дочка. Она не менее шаловлива и хулиганиста, чем Лена. И едва ли не больше дочки горазда на неожиданные решения и выдумку.
И это надо поставить в заслугу актрисам и, особенно, режиссёру: совсем непросто в сценической «семейной» истории сделать так, чтобы мы действительно ощущали – живущие перед нами в сюжете персонажи вправду родственники, вправду они - одна семья. В этом спектакле Лена – дочка именно этой «сценической» мамы-Н. Гришаевой. А у такой мамы может быть только такая дочка, какую мы видим…
Много добрых слов можно сказать и по адресу других артистов-участников постановки: о Людмиле Мунировой, Ольге Леоновой, Антоне Афанасьеве, Алле Кондрашиной, Валерии Кукушкине, Анастасии Дворецкой. Каждому из них приходится играть по нескольку ролей, порой кардинально «меняясь» в каждом новом характере, в каждом новом типаже. Они увлеченно играют в эту остро-характерную смену обликов. Между прочим, увлекательная задача для артиста! Но вместе с режиссером они сумели, даже на грани фарса и гротеска, сохранить подробность психологических нюансов, и лиричность, и тонкость.
После ряда пертурбаций Мособл ТЮЗ фактически переживает обновление. И здорово то, что на сцене перед нами – выверенный, уравновешенный ансамбль (в этом тоже немалая заслуга режиссера Андрея Горбатого.) Оживление и перемены в этом театре совпали с приходом несколько лет назад на пост художественного руководителя Нонны Гришаевой. Но здесь, применительно к спектаклю «Про мою маму и про меня», – о ней прежде всего, как об актрисе.
Нонна Гришаева не просто отлично ведет свою роль. Она в этой постановке - замечательный, доброжелательный партнер для всех артистов. Она отлично вписывается в общий ансамбль. Более того, порой Гришаева как бы даже уходит на второй план – и не только в соответствии с построением некоторых мизансцен. Но вполне осознанно уступая «место под солнцем софитов и зрительского внимания» Христине Полуяновой. Становясь как бы фоном для дочки. Такое партнерство во имя общего успеха – дорогого стоит! Но в нужный момент, в критические минуты каждого из сюжетов, мама берет бразды ситуации в свои руки и выходит на первый план. И тогда Нонна Гришаева ярко солирует – и в танце. И в пении – когда мама Лены, вспоминая былые сердечные приключения, нежно и проникновенно напевает знаменитую «Беса ме мучо…»
И на лицах и юных, и взрослых зрителей загораются добрые и задорные улыбки. А по залу словно идет волной душевная, сердечная теплота… Наверное, самая это - важная интонация в сценическом «семейном сюжете». Да и вообще в совместном сопереживании-сотворчестве актеров на сцене и зрителей в зале.
Валерий Бегунов
Источник